Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана опубликовало список официальных лиц, подвергнутых административному наказанию за использование принудительного труда в ходе сбора урожая хлопка 2019 года.

Как следует из этого документа, в период с октября 2019 по февраль 2020 года наказанию по 51-й статье Административного кодекса («административное принуждение к труду за исключением случаев, предусмотренных законом») были подвергнуты 43 чиновника. Данная статья предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 30 минимальных зарплат, то есть, от 230 до 690 долларов США.

В своем пресс-релизе от 5 февраля 2020 года Международная организация труда (МОТ) процитировала председателя Сената Танзилу Нарбаеву, заявившую, что «за нарушения, связанные с принудительным трудом, во время сбора урожая 2019 года 259 государственных чиновников, руководителей организаций и директоров были наказаны, в основном штрафами, размер которых также вырос в 10 раз по сравнению с 2018 годом».

В то же время, Министерство труда раскрыло имена только 43 руководителей, включая двух глав районов (хокимов) и пятерых заместителей руководителей районных администраций (заместителей хокимов). Среди тех, кто подвергся наказанию – руководители районных отделов государственного земельного кадастра, начальники районных финансовых департаментов, департаментов ветеринарии, врач из отдела гигиены и эпидемиологии, руководители районного пенсионного фонда, один руководитель спортклуба, четыре директора средних школ в Каракалпакстане, три руководителя департаментов по благоустройству и один директор торгового комплекса.

После публикации этого списка Министерство образования Узбекистана сообщило, что 3 декабря 2019 года суд отменил наказание директорам четырех школ Ходжайлинского района Каракалпакстана. В докладе министерства говорится, что трудовые инспекторы не провели должным образом проверку информации о роли директоров школ в организации принудительного труда и приняли «необоснованное решение».

Судя по тому, какие должности занимали наказанные чиновники, 400 трудовых инспекторов, расследующих случаи применения принудительного труда, не смогли выявить и привлечь к ответственности тех, кто находится на более высоких этажах принятия решений.

В ноябре 2019 года в своем отчете о принудительном труде на сборе урожая хлопка 2019 Узбекско-германский форум (УГФ) привел свидетельства того, что с самого начала сезона уборки урожая по всей стране к сбору хлопка привлекались работники банков.

Заявление МОТ о том, что «в ходе сбора урожая 2019 года систематического принуждения к труду не было» предполагает, что в этом не участвовало правительство Узбекистана. Однако остается вопрос, почему банкиры и руководители организаций из секторов, не имеющих отношения к хлопку, по своей инициативе посылали своих работников на сбор хлопка или требовали, чтобы они оплатили замещающих сборщиков. Любой, кто изучал методы принуждения к труду в Узбекистане, знает, что руководители этих организаций выполняют приказы районной администрации, на которой лежит ответственность за выполнение государственных квот.

В действительности, УГФ постоянно находит подтверждения таких приказов. Если руководители различных отделений банков по всей стране, выполняя приказы чиновников, отправляют своих сотрудников на сбор хлопка или требуют оплатить замещающих сборщиков, разве это не является системной проблемой?

31 октября 2019 года радио «Озодлик» опубликовало запись разговора Хакима Туйчиева, заместителя хокима Фаришского района Джизакской области, унижающего руководителя «Халк банка» Бобира Обилкосимова. Бывший банкир сообщил, что в конце сентября он получил от Туйчиева приказ найти 20 сборщиков хлопка. «Я управляю банком. У меня полно работы, а он требовал, чтобы я нашел 20 сборщиков. Заместитель хокима не должен давать мне указания делать то, что не входит в мои обязанности», – заявил Обилкосимов в интервью «Озодлик».

Заместитель хокима Туйчиев признал радио «Озодлик», что он оскорблял банкира и принес свои извинения, однако добавил, что считает увольнение Обилкасимова оправданным, потому что он получил задание найти 20 сборщиков и не выполнил его, а также не пришел в 7 утра 30 сентября на совещание, посвященное сбору хлопка.

28 октября наблюдатели УГФ поговорили с медсестрой, работающей в роддоме при центральной районной больнице Турткульского района Каракалпакстана. Она сказала, что сотрудники вынуждены каждые два дня выезжать на сбор хлопка или сдавать деньги на наём сборщиков, и что из 80 сотрудников роддома каждый день на сбор хлопка отправляются 25 сотрудников или замещающих их сборщиков.

Наблюдатели УГФ выяснили, что сотрудники этой больницы уже жаловались на принудительный труд, и 14 октября инспекция Министерства труда наложила на главного врача роддома Юлдашбая Пишиева штраф. Однако это не повлияло на последующую принудительную отправку сотрудников больницы на сбор хлопка, их по-прежнему посылают в поле под угрозой увольнения.

В январе 2020 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал новый закон, согласно которому повторное использование принудительного труда является уголовным преступлением. Мы приветствуем принятие этого закона, но считаем, что эта правовая норма должна действовать для всех случаев использования принудительного труда, а не только для повторных. Сейчас это по-прежнему означает, что чиновники среднего уровня, руководители организаций, главврачи и директоры школ при получении приказа об отправке их сотрудников на сбор хлопка будут стоять перед дилеммой: лишиться работы, как в случае банкира Бобура Обилкосимова, заплатить солидный штраф или подпасть под уголовную статью.

Трудовые инспекторы должны изменить подход к расследованию случаев использования принудительного труда и изучить всю цепочку, по которой спускаются такие приказы. В результате чиновники среднего уровня и руководители организаций будет реже нести ответственность за действия вышестоящего начальства, прежде всего – глав районов, открыто или опосредованно принуждающих работников выходить на хлопковые поля.