КООПЕРАТИВЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ ЗА СЧЕТ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ТРАКТОВКИ ЗАКОНОВ. ЧИНОВНИКИ ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТАТЬ

С самого начала процесса приватизации, начавшегося в хлопковом секторе Узбекистана в 2019 году, фермеры по всей стране регулярно жаловались на незаконный отъём земли и эксплуататорские условия контрактов с частными хлопковыми кластерами. «Пустые» контракты без указания минимальной цены на хлопок, завышенные цены на топливо и удобрения, неуплата за поставленный хлопок, а также нереально высокие производственные планы, невыполнение которых может привести к конфискации земли, ввергли тысячи фермеров в долги и отчаяние.

В ответ на это в ряде регионов выращивающие хлопок фермеры начали создавать кооперативы, пытаясь обойти монополию хлопковых кластеров. Хлопковые кооперативы – это новое явление для Узбекистана. Они начали появляться после отмены в 2020 году госзаказа на производство хлопка. Новый законопроект о сельскохозяйственных кооперативах был разработан при участии экспертов Федерального управления сельского хозяйства Германии и, как сообщается, был представлен на утверждение Кабинета министров Узбекистана.

Однако правительственные чиновники ищут способы задушить эти независимые и часто прибыльные, несмотря на отсутствие государственных субсидий, кооперативы. Это отличает их от частных хлопковых кластеров, многие из которых, несмотря на государственные финансовые вливания, убыточны и погрязли в долгах.   Местные чиновники, видимо, действуют в интересах кластеров и активно препятствуют работе кооперативов. В некоторых случаях они даже отбирают у фермеров хлопок и отвозят его кластерам. В Новом Узбекистане независимое земледелие, не встроенное в систему кластеров, не приветствуется.

Кооператив «Ханка голд файбер», Хорезмская область

В распоряжении Узбекского форума есть документы, подтверждающие многочисленные случаи препятствования деятельности кооперативов со стороны правительственных чиновников. Случай кооператива «Ханка голд файбер» является примером беспристрастности суда и необъяснимости мотивации правительственных чиновников, препятствующих деятельности кооперативов.

В декабре 2022 года кооператив «Ханка голд файбер» отпраздновал возврат 3,5 тонн хлопка, незаконно отнятых у него чиновниками двумя неделями раньше при его перевозке на хлопкоочистительную фабрику в соседнем районе.  Кооператив был создан объединением трех фермерских хозяйств в январе 2022 года. Фермеры собирались выращивать хлопок и производитьволокно и пряжу. Все средства, вложенные в производство урожая 2022 года, были собственными средствами фермеров, в то время как частные хлопковые кластеры получают щедрые финансовые вливания от государства.

Жалобу на изъятие хлопка подал в прокуратуру Шокир Худжаниязов, основатель и руководитель кооператива «Ханка голд файбер», и прокуратура направила ее в административный суд. 23 декабря 2022 года суд наложил на сотрудника Агроинспекции (государственного органа, отвечающего за надзор за сельскохозяйственным сектором), конфисковавшего грузовики с хлопком, штраф в размере 400 долларов. Чиновника признали виновным в «нарушении права на частную собственность».

Казалось бы, справедливость восторжествовала, и кооператив может продолжать свою деятельность. Однако за две недели до того, как было принято решение в пользу фермеров, 6 декабря 2022 года, в хозяйственный суд города Ургенча Агроинспекцией был подан иск с требованием ликвидации кооператива «Ханка голд файбер». Агроинспекция заявила, что согласно постановлению президента № 4633 от марта 2020 года, фермерские кооперативы не могут действовать в тех же районах, где созданы хлопковые кластеры. Таким образом, по мнению Агроинспекции, кооператив «Ханка голд файбер» должен быть ликвидирован, так как в том же Ханкинском районе уже существует хлопковый кластер «Хорезм Текс».

Суд принял решение в пользу Агроинспекции, несмотря на то, что в постановлении президента прямо не говорится, что кооперативы не могут работать в тех же районах, где есть кластеры. Это постановление имеет историческое значение, так оно как легитимизирует создание кооперативов.  При этом, согласно законодательству Узбекистана, если постановление противоречит действующему закону, закон имеет преимущественную силу.  В Узбекистане действует Закон о фермерском хозяйстве, и иск Агроинспекции противоречит его Статье 26, в которой говорится, что «Фермерские хозяйства могут на добровольных началах объединяться, вступать в союзы и другие объединения по производству, закупкам, переработке и сбыту продукции, материально-техническому обеспечению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультационному и иным видам обслуживания». Следовательно, данный иск не может считаться приемлемым.

В закрытии кооператива «Ханка голд вайбер» была заинтересована не только Агроинспекция. В ноябре 2022 года экономический суд города Ургенч удовлетворил иск хокимията (местной администрации) Ханкинского района о прекращении договора аренды земли, заключенного Шокиром Худжаниязовым в 2019 году сроком на 49 лет.

Это решение суда имело далеко идущие последствия для недавно созданного кооператива. Оно дало основание для последующего иска Агроинспекции, в котором заявлялось, что кооператив «Ханка голд файбер» больше не состоит из трех фермерских хозяйств, что по действующему законодательству является необходимым условием для создания кооператива и, следовательно, раз договор аренды одного из хозяйств расторгнут, кооператив должен быть ликвидирован.

Данное судебное решение также очевидно противозаконно. По мнению одного из экспертов по сельскому хозяйству Узбекистана, расторжение договора аренды земли и ликвидация фермерского хозяйства – это два не связанных между собой процесса. Так как обычно фермерское хозяйство ведет различные виды деятельности, оно не может быть автоматически ликвидировано при прекращении аренды земли. Как и в любом другом бизнесе, хозяйство может принять решение вести иную деятельность. Тем не менее, суд постановил ликвидировать фермерское хозяйство Худжаниязова на основании расторжения договора аренды земли.

Агроинспекция на этом не остановилась и заявила, что контракты членов кооператива на производство хлопка не были зарегистрированы в Министерстве сельского хозяйства. Для этойжалобы также нет законных оснований. До начала процесса приватизации контракты между фермерами и государством на производство хлопка действительно надо было регистрировать в Министерстве сельского хозяйства, что было логично, так как государство выдавало фермерам ссуды под низкий процент. Однако после приватизации хлопкового сектора с фермерами заключают договоры не государство, а частные хлопковые кластеры. В случае кооперативов контракты заключаются между фермерами и кооперативом

Тем не менее, чиновники по-прежнему требуют, чтобы все хозяйствующие субъекты регистрировали свои контракты в Министерстве сельского хозяйства, настаивая на том, что без государственной регистрации контракты недействительны. Но дело в том, что деятельность, в которой нет участия государства, не должна получать государственную регистрацию. И тем не менее, Агроинспекции удалось убедить суд в том, что отсутствие этой ненужной регистрации контракта кооператива в Министерстве сельского хозяйства является законным основанием для расторжения договора аренды земли, что стало еще одним способом воспрепятствовать деятельности кооператива.

Усилия чиновников по ликвидации кооператива и преследованию Худжаниязова были согласованы и последовательны. В течение 2022 года хокимият дважды подавал иск в суд, добиваясь расторжения договора Худжаниязова на аренду земли.

По словам Худжаниязова, проблемы с хокимиятом начались у него весной 2022 года, когда районный хоким без каких-либо законных оснований потребовал от него поставить государству 40 тонн пшеницы в дополнение к квоте, зафиксированной в контракте.  

В апреле 2022 года экономический суд в Ургенче отклонил первый иск хокимията о досрочном прекращении договора аренды на том основании, что хокимият не смог представить доказательства того, что Худжаниязов производит мало хлопка. Кроме того, суд отклонил жалобу хокима на то, что на ферме не выращивают другие сельскохозяйственные культуры, так как в соответствии с условиями договора аренды земли, фермер не обязан производить продукцию по запросу хокимията.  

Тем не менее, 24 ноября 2022 года очередной иск хокимията с требованием расторгнуть договор аренды земли был удовлетворен. Истец утверждал, что Худжаниязов в течение трех лет подряд не выполнял свои обязательства по контракту с кластером «Хорезм Текс». Кроме того, хокимият обвинил фермера в «самовольном» и «ненадлежащем» использовании земли изза того, что в 2022 году он без разрешения засеял дополнительно 7 гектаров пшеницы и шесть гектаров риса.

Обвинение в «самовольном» и «нецелевом» использовании земли часто используется хокимиятами для оказания давления на фермеров и угроз расторжения договоров аренды. Несмотря на то, что фермерские хозяйства в Узбекистане считаются «независимыми хозяйствующими субъектами», в законе сохраняется система распределения земли, когда фермеру вменяется в обязанность выращивать то, что от него требует государство, а не то, что выгодно ему самому. В договорахаренды земли перечислено, что и на каком участке фермер должен выращивать. Однако доступ к воде и другие внешние условия могут значительное влиять на возможности фермеров достичь требуемых от них показателей.

Худжаниязов рассказал Узбекскому форму, что он не смог выполнить свои обязательства по поставкам кластеру «Хорезм Текс» из-за нехватки воды. Факт нехватки воды на его ферме был подтвержден Агроинспекцией в октябре 2022 года, что должно было привести к снижению целевых показателей. Вместо этого производственные цели для Худжаниязова остались нереалистично высокими, что привело к формальному нарушению им условий аренды земли.

Шокир Худжаниязов намерен продолжать борьбу за сохранение своего фермерского хозяйства и своего кооператива, он подал жалобу в Верховный суд в связи с очевидным нарушением законодательства Узбекистана.

13 января 2023 года Совет фермеров направил письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой об отсрочке налоговых платежей для фермеров, выращивающих хлопок, вместо принудительного взимания платежей налоговыми органами. По данным Совета, около 30 тысяч фермеров, то есть, подавляющее большинство выращивающих хлопок хозяйств, не получили в полном объеме оплату за произведенную и сданную в 2022 году продукцию, что делает для них невозможной уплату налогов.  

В то время, когда многие хлопковые кластеры, несмотря на щедрые государственные субсидии, оказываются финансово несостоятельными, действия правительства по уничтожению независимых кооперативов является необъяснимыми и непростительными.