Республика Узбекистан (Узбекистан) присоединилась к Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) 29.07.2008 года.

В данном отчете рассматривается выполнение Узбекистаном отдельных статей Главы II (Превентивные меры) и Главы V (Возвращение активов) Конвенции ООН против коррупции. Отчет предназначен в качестве вклада в процесс обзора реализации КПК ООН, который в настоящее время проводится по этим главам. Узбекистан был выбран Группой по обзору хода осуществления КПК ООН путем жеребьевки для проведения обзора на пятом году второго цикла. Проект данного параллельного отчета был предоставлен правительству Узбекистана.

При подготовке отчета были использованы руководящие принципы и шаблон отчета, разработанные Коалицией UNCAC и Transparency International для использования организациями гражданского общества (ОГО). Эти инструменты отражали, но упрощали контрольный перечень Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и предусматривали относительно короткие оценки по сравнению с подробным официальным контрольным перечнем самооценки. Шаблон отчета включал ряд вопросов о процессе обзора, а в разделе, посвященном реализации, предлагалось привести примеры положительной практики и областей, нуждающихся в улучшении, в статьях главы II КПК ООН о предотвращении и главы V о возвращении активов.

В данном параллельном отчете гражданского общества рассматривается выполнение Главы II о превентивных мерах и Главы V о возвращении активов Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) в законодательстве и на практике в Узбекистане.

Как и многие другие постсоветские страны, Узбекистан имеет в целом удовлетворительную законодательную базу по борьбе с коррупцией. Однако она является слабой, не соответствует рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и применяется неравномерно. В вопросах выработки политики и общего антикоррупционного планирования ведущая роль принадлежит президенту и его команде. Парламент и другие ведомства находятся под полным контролем президента, что не оставляет возможности для независимости этих органов. То же самое можно сказать и о судебной системе. Подлинной политической конкуренции в стране препятствует запрет на частное финансирование политических партий и административные препятствия для регистрации независимых политических партий. Более того, издаваемые политические документы иногда повторяют содержание предыдущих, что означает, что некоторые из их положений не выполняются должным образом.

Агентство по противодействию коррупции (АКА) представляется надежным агентством, но его компетенция не имеет законодательного подтверждения и обладает слабыми правоприменительными полномочиями. Поскольку оно было создано только в июле 2020 года, трудно оценить какие-либо значительные результаты его деятельности. Определенная работа по предотвращению коррупции была проведена в рамках реформ Министерства юстиции, включая централизованные центры государственных услуг и онлайн-сервисы. Поэтому трудно судить о том, достаточен ли мандат АКА для расследования и обеспечения соблюдения законов, предотвращающих коррупцию.

Эффективная реализация реформ требует наличия профессиональной команды сотрудников. Хотя государственная служба Узбекистана добилась значительного прогресса в отношении прозрачности, доступности и финансирования, кумовство по-прежнему широко распространено. Положения, касающиеся конфликта интересов, редко соблюдаются. Однако были предприняты усилия по обеспечению конкурентных и открытых процедур в сфере государственных закупок, и эти реформы представляются одними из самых эффективных в стране. Тем не менее, даже в этой сфере власти не удержались от предоставления исключений из общих правил закупок, что создает коррупционные риски: крупные проекты часто не фигурируют на портале закупок, а некоторые государственные предприятия вообще ничего не публикуют.

Улучшилась ситуация с публикацией информации, касающейся закупок и аукционов, однако доступ к информации остается проблематичным. Информационные запросы игнорируются, а общий надзор за доступом к информации отсутствует. Политические партии не соблюдают существующие требования по раскрытию финансовой информации. Судебное оспаривание отказов в раскрытии информации, как правило, неэффективно. Суды, в целом, не рассматриваются гражданами как эффективный способ правовой защиты. Они воспринимаются как коррумпированные и непрозрачные, несмотря на внедрение электронной системы правосудия, которая попыталась улучшить доступ к правосудию. Уровень судебной аргументации также вызывает сомнения.

Власти слабо взаимодействуют с независимыми организациями гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности, а только с определенными лицами. Правительство активно использует квази-НПО, или правительственные НПО (ГОНГО), для имитации участия ОГО, хотя доступные открытые данные теперь позволяют выявлять такую практику. Тем не менее, неясно, кто сможет воспользоваться данными, которые власти обещают раскрыть, поскольку независимые ОГО по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями в регистрации и осуществлении своей деятельности.

Особую тревогу вызывает игнорирование рисков отмывания денег, которые становились все более очевидными до июня 2021 года, когда был издан      новый указ о комплексной политике. Похоже, что власти не обращают внимания на риски, связанные с приемом денег без надлежащей проверки, пока они являются инвестициями. Для того чтобы соответствовать рекомендациям ФАТФ не только в теории, но и на практике, власти должны применять строгие процедуры для выявления подозрительных операций.

Еще один момент, вызывающий озабоченность, – безопасное и ответственное возвращение активов, нажитых коррупционным путем. Поскольку Узбекистан является скорее “страной-источником”, чем “страной-получателем”, отсутствие прозрачности в таких делах, включая незаконно приобретенные активы Гульнары Каримовой, вызывает большую озабоченность. Управление похищенными средствами после их репатриации должно быть предметом прозрачного надзора с участием гражданского общества.

Формальное соблюдение международных стандартов может улучшить рейтинг Узбекистана в международных рейтингах, таких как Индекс восприятия коррупции, но само по себе это не приведет к значительным изменениям. Только реальная приверженность принципу “практикуй то, что проповедуешь” обеспечит значительные улучшения и реальные изменения для народа Узбекистана.

 

Полный доклад можно скачать здесь