Надзиратель в узбекской тюрьме: «Твоя жизнь стоит 50 копеек. Это цена листка бумаги, на котором выписывают свидетельство о смерти заключенного.»

Узбекский форум по правам человека (в прошлом, Узбекско-германский форум по правам человека / UGF) и Хельсинский фонд по правам человека опубликовали совместный доклад о ситуации в тюрьмах и следственных изоляторах Узбекистана. 43-страничный доклад подробно описывает жизнь заключённых, бывших заключённых и их семей, и демонстрирует чудовищную систему применения пыток, насилия, произвольного наказания и бесчеловечных условий в местах лишения свободы и следственных изоляторах.

Поскольку Правительство Узбекистана стремится отрешиться от своего прошлого, отличавшегося множеством репрессий, и провести реформы для приведения системы в стране в соответствие с международными стандартами, система содержания осуждённых в этом процессе заметно отстаёт. Тюремная система Узбекистана печально известна своими жестокими условиями и широко распространённым применением насилия, включающим пытки и жестокое обращение. Отличительной чертой этой системы является подход, практически целиком сосредоточенный на наказании, а также недостаток возможностей для образования или социальной реабилитации, и применение практик, которые, по-видимому, ставят своей целью унижение человеческого достоинства и обесчеловечивание заключённых.

Сотрудники Узбекского форума и Хельсинского фонда по правам человека, занимающиеся исследованиями, провели беседы с 14 бывшими заключёнными, одним осуждённым, отбывающим наказание в тюремной колонии, и четырьмя родственниками нынешних заключённых. При подготовке доклада также использовались десятки других интервью, проведённых исследовательской группой данного доклада, с бывшими заключёнными, родственниками заключённых, и адвокатами в течение последних 15 лет.

Бывшие заключённые и члены их семей поведали о бесчеловечном и унижающем человеческое достоинство обращении в местах лишения свободы, в том числе пытках и плохих условиях содержания. Системы и правила наказательного и произвольного характера включают в себя применение пыток и других видов жестокого обращения, а также строгие ограничения в общении с внешним миром и доступе к юридической и медицинской помощи. Бывшие осуждённые также рассказывают о переполненных тюрьмах, воде непригодной для питья или дефиците питьевой воды, несъедобной еде, опасных условиях труда, и коррупции.

Условия и практики содержания заключённых, описанные в этом докладе, указывают на более серьёзные проблемы в правовой системе, демонстрируя полное отсутствие независимости и системы сдержек и противовесов среди ведомств в составе системы уголовного права, а также царящую безнаказанность нарушителей.

В результате проведения реформ президентом Мирзиёевым, произошли некоторые улучшения, в том числе закрытие скандально известной Жаслыкской тюрьмы, и её преобразование в центр досудебного содержания под стражей. Участники представленного в докладе исследования отмечают несколько небольших, но существенных изменений в качестве жизни заключённых после того, как Мирзиёев пришёл к власти в 2016 году, среди которых некоторые улучшения в качестве пищи, условий для свиданий с родственниками, и скромные улучшения в обращении с заключёнными со стороны тюремного персонала. Правительство объявило о своём обязательстве сотрудничать с ООН в целях проведения всесторонней реформы в тюремной сфере, а также стало участником регионального диалога о борьбе с экстремизмом в тюрьмах, и в 2017 году разрешило эксперту ООН по вопросам о свободе вероисповедания посетить различные места лишения свободы, в том числе и тюрьму в Жаслыке.

Господин Диего Гарсия-Сайан, специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов, который посетил Узбекистан в сентябре 2019 года, заявил в предварительном отчёте по результатам своего визита, что «сохраняются существенные угрозы для независимости судебной системы и верховенства закона». Он выразил обеспокоенность в отношении широких полномочий прокуроров в уголовных разбирательствах, что ограничивает независимость судей принимать самостоятельные решения по уголовным делам руководствуясь своим правосознанием. В то же время, он также с удовлетворением отметил очевидную открытость Узбекистана принимать критику в свой адрес.

Тем не менее, для того, чтобы эти улучшения закрепились в качестве долгосрочных и устойчивых реформ, они должны сопровождаться более серьёзными системными реформами, которые не только будут направлены на искоренение нынешних насильственных практик в местах лишения свободы, но приведут к углубленной трансформации системы наказаний от существующей системы, где превалирует наказательный и унижающий человеческое достоинство подход, к системе, лейтмотивом которой станет социальная реабилитация и адаптация заключённых в обществе. Для реализации таких реформ необходима не только политическая воля, но и ресурсы, внимательный подход к обучению персонала, повышение прозрачности уголовной системы и ответственности за применение насильственных методов со стороны сотрудников правоохранительных органов и тюремных надзирателей. Трансформация тюремной системы в срочном порядке нуждается в обязательном независимом контроле и мониторинге, в том числе мониторинге со стороны представителей гражданского общества. Более того, в рамках этих реформ необходимо внедрить механизмы, предотвращающие безнаказанность нарушителей и привлечение их к ответственности.

Правительство Узбекистана, главным образом, должно бороться с тем фактом, что их тюрьмы содержат тысячи заключённых, обвинения против которых связаны с убедительными заявлениями о пытках, нарушениях стандартов справедливого судебного процесса и несоблюдением других норм отправления правосудия, а также заключённых, которые стали жертвами пыток или жестокого обращения в местах лишения свободы.

Читайте полный доклад на русском языке здесь: Отчет мониторинга прав человека в местах лишения свободы в Узбекистане


Фото: бывший политический заключённый, правозащитник, Азам Тургунов