03.05.2007

В то время как весь мир отмечал День труда, суд в Ташкенте 1 мая приговорил известного правозащитника и журналиста Умиду Ниясову к семи годам лишения свободы.

Узбекская правозащитница Умида Ниясова, работавшая с Хьюман Райтс Вотч , была заключена в тюрьму на семь лет. Суд, по свидетельствам очевидцев, начался довольно удивительно 30 апреля. Даже адвокат обвиняемой Татьяны Давыдовой предстал перед судом за полчаса до начала слушания. Единственным независимым наблюдателем, допущенным к переговорам, является Андреа Берг – руководитель проекта Human Rights Watch в Узбекистане. Суд закончился так же внезапно, как и начался. У судей было два дня для допроса всех свидетелей и всех других процедур.

Критика обвинений

Для Узбекистана приговор Умиде Ниясовой является беспрецедентным. Ей было предъявлено обвинение в нескольких статьях Уголовного кодекса Узбекистана: незаконное пересечение границы, контрабанда, производство и распространение материалов, представляющих угрозу общественной безопасности и порядку. Коллеги и друзья Nijasowa убеждены, что это политически мотивированное дело, которое было возбуждено и в котором были назначены свидетели. Все обвинения необоснованны. Единственная причина, по которой Умида Ниясова оказалась на скамье подсудимых, – это ее правозащитная деятельность. Это мнение всех соратников осужденных.

Суждение предупреждение?

Приговор может быть обжалован в течение десяти дней. Согласно информации, полученной из Ташкента, предпринимается попытка подать жалобу. Сурат Икрамов, председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана , сказал Deutsche Welle: «Впервые судебное разбирательство было завершено в течение двух дней. Его можно использовать для запугивания всех борцов за гражданские права или журналистов, которые все еще находятся в стране. Это может быть в некотором смысле предупреждение. Наверное, поэтому суд вынес такое экстремальное решение ».

Требуются признаки человечества

Икрамов подчеркнул, что было опрошено очень мало свидетелей. Согласно обвинительному заключению, их число должно было быть намного больше: «Фактически, никому не разрешили наблюдать за процессом. Никаких журналистов, активистов по защите прав человека или представителей посольства, которые были аккредитованы в Узбекистане, допускаться не было, а также ни родственников, ни близких друзей Умиды Ниясовой. Прокурор просил восемь лет, хотя, по словам адвокатов, ни одно из утверждений не было подтверждено. Есть свидетельские показания, но они не доказывают свою вину ». Правозащитник Икрамов также сообщил, что адвокат Ниясовой обратил внимание суда на тот факт, что у обвиняемого был двухлетний ребенок. Осуждение в первую очередь повлияет на ребенка.

DW-RADIO / Центральная Азия, 1 мая 2007 г., фокус на восток-юго-восток